Школа — рассадник психических заболеваний?

Кто виноват, и как предупредить вред?

 

По данным Министерства Здравоохранения России, за последние пять лет в стране на двадцать процентов возросло число детских психических заболеваний, а количество ЧП в школах — на все 70 %.

Как сообщает главный внештатный детский  психиатр Минздрава, заместитель гендиректора научного центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Евгений Макушкин:

” Школа перестала быть местом психологической безопасности. С одной стороны, это результат того, что двадцать лет она давала образовательные услуги, но не занималась воспитанием. С другой — следствие реакции отставания детской психики на перемены в обществе.”

Как поясняет Макушкин, в  результате возникает три проблемы :

Возрастание инвалидизации,  увеличение числа патологий и рост уровня агрессии в школах.

И все они ведут к основной и самой глобальной — проблеме сбережения психического здоровья наших детей.

Евгений Вадимович так же заметил, что принципом органов здравоохранения в этом случае является всем известное ” пожар легче предотвратить, чем  потушить”.

Таким образом экспертиза Минздрава подняла вопрос о возвращении психиатрического обследования школьников в обязательном порядке. Что родило еще две проблемы. А именно — недостаток кадров, ведь на 25 000 человек населения приходится всего один врач-психиатр. И вторая, но не менее важная проблема, это “человеческий фактор”. Ведь большинство населения страны считает психиатрию “карательной медициной”.

Распространены случаи родительского запрета детям на прохождение психиатрического обследования в школах. Кроме того,  нередко подростки, достигшие возраста 15 лет, — порог добровольного согласия на обследование, — согласия не дают, по причине наличия “наркотического следа”.

Решение вопроса кадров вполне реально. В последние годы стало гораздо больше выпускников медицинских  ВУЗов, выбравших специальность ” детский психиатр”, хотя без работы они не остаются из-за недобора в штатах.

За 2019 год, благодаря достижениям в области цифровых технологий и дистанционному обследованию, более пятисот тысяч детей, включая жителей отдаленных регионов, прошли необходимый осмотр

А 150 человек уже получили  лечение.

Вторая проблема представляется более сложной.

От экспертов в области среди депутатов и сенаторов поступило предложение  ввести должность школьного психиатра и включить его услуги в систему ОМС. Однако пока Минздрав даёт неоднозначный ответ. Позиция министерства такова — оно не против, но включать в ОМС отказывается.

Родители в свою очередь просят повысить возраст добровольного согласия ребёнка с пятнадцати до восемнадцати лет, и зачастую выступают против наличия психиатра в школах.

Ведущий научный сотрудник и заведующий отделением  Центра наркологии департамента здравоохранения Москвы Алексей Валентинович  Надеждин убеждён, что решение проблемы лежит в работе с общественным мнением.

“У нас уже получилось снизить потребление психотропных веществ среди подростков на 77 процентов. И это результат школьных тестирований, антиалкогольной пропаганды и в целом, оздоровления общества”.

Надеждин помимо прочего упомянул  необходимость одобрения общественности на выделение средств для исследований новомодных синтетических наркотиков, красиво “обёрнутых”, названных “конфетами” и “жевательными резинками”. Алексей Валентинович утверждает, что определение их вреда не составит труда, при должном их финансировании.

Эксперты уверенны, что только при своевременной профилактике, возможно, предотвратить распространение недугов, которые впоследствии гораздо сложнее вылечить. Избыток эмоционального давления, переутомление и нервные стрессы, как со стороны родителей, так и со стороны учебных заведений, приведут к необратимым последствиям.

vmeste